В 1901 г. Чехов в компании Ольги Книппер приехал «на кумыс» в Уфимскую губернию лечить туберкулёз | Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. По литературным произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни. Талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом. |
Могильной пропасти она не слышит зова;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива сегодня, завтра нет».
Так А. Пушкин, сравнив с «чахоточной девой»… осень, хорошо передал состояние человека, болеющего туберкулезом. Эта сторона человеческой жизни всегда находила отклик в творчестве, в том числе — в литературе. Не «копая» глубоко, обратимся к художественным произведениям примерно последних двух веков. Надо сразу отметить, что на эту — ранее неизлечимую — болезнь в разное время смотрели по-разному. Писатели XIX века считали туберкулез «благородной» болезнью и именно им «заражали» персонажей, чтобы подчеркнуть трагичность их судьбы. Длительное время полагали, что туберкулез развивается у людей, опечаленных личными драмами. Это нашло свое отражение, например, в таких произведениях, как роман А. Дюма-сына «Дама с камелиями», легший в основу оперы Д. Верди «Травиата», и роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы», сюжет которого стал либретто оперы «Богема» Д. Пуччини. В них героини Виолетта и Мими страдают от неразделенной любви, вследствие чего заболевают туберкулезом.
Тогда человек был обречен. И здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, поэтов, художников. В скорбном мартирологе — В. Белинский, Н. Добролюбов, А. Кольцов, И. Никитин, А. Варламов, С. Надсон, Ф. Васильев, М. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил. В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположения, что с подозрением на нее был отправлен в лазарет юный С. Есенин. Польский писатель Г. Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей-туберкулезников.
Личные переживания авторов, которые были больны сами или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров. Например, Л. Толстой создавал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях. На 31-м году жизни от этой болезни умер брат А. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь Антона Павловича в возрасте 44 лет.
Страдают от чахотки чеховские персонажи: Коврин (рассказ «Черный монах»), Павел Иванович (рассказ «Гусев»), Сарра (пьеса «Иванов»), доктор Николай Евграфович (рассказ «Супруга»), Клеопатра (повесть «Моя жизнь»), Маша («Цветы запоздалые»), в создание которых писатель вложил много личного.
Переживаниям больных туберкулёзом уделяли внимание Ф. Достоевский («Идиот»), Л. Толстой («Анна Каренина», «Воскресение»), В. Короленко («Дети подземелья») и другие авторы. Скорее всего чахотка была и у Веры из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». От туберкулёза умирают герои романов Бальзака («Шагреневая кожа»), Ремарка («Три товарища», «Жизнь взаймы»). В последнем произведении один из персонажей, старик Рихтер, страдающий тяжелой формой туберкулеза, проводит много лет в санатории. Надо сказать, что лечению, а точнее — образу жизни больных туберкулезом в санаториях посвящено также немало произведений мировой литературы. Например, действие романа Т. Манна «Волшебная гора» происходит в стенах туберкулёзного санатория. С этим произведением перекликается малоизвестный роман К. Федина «Санаторий «Арктур». В его основу легли факты периода лечения самого писателя в Швейцарии. Психологически точно описываются состояние и поведение туберкулезников, у которых часть жизни связана с лечением в санаториях, в рассказе С. Моэма «Санаторий», романе Э. Ремарка «Жизнь взаймы», романе Д. Кьюсак «Скажи смерти «нет!» В каждом из этих произведений прослеживается любовная линия. Чувства возникают или между пациентами («Волшебная гора», «Санаторий»), или между безнадёжно больным и здоровым («Три товарища», «Жизнь взаймы», «Скажи смерти «нет!»), или даже между доктором и пациентом («Санаторий «Арктур»).
Упомянутые произведения не утратили актуальность и художественно-гуманистическую ценность, хотя, к сожалению, многие из них сейчас незаслуженно забыты или полузабыты. Надеюсь, что кому-то захочется перечитать Ремарка, Манна, возможно, впервые открыть прелесть фединского «Санатория «Арктур». В современной российской литературе эта острая тема продолжена в романе Тимофея Фрязинского «Венера туберкулёза», чтение которого потребует от читателя внутреннего напряжения, сострадания и понимания авторской позиции.
Источник: Невинномысский рабочий
06.06.2012 10:02